Экономико-географические провинции Атлантического океана

Атлантический океан ограничен берегами Европы и Африки на востоке, Северной и Южной Америки — на западе. Вследствие меридионального простирания в нем встречаются природные пояса от северного субполярного до южного полярного, что определяет разнообразие его природных условий. Однако основная часть его пространств лежит между 40° с. ш. и 42° ю. ш. в зонах субтропического, тропического и экваториального типов климата. Активная общая циркуляция вод формирует в океане обширные зоны повышенной биологической продуктивности. Среди океанов Атлантический выделяется наибольшей соленостью вод и наименьшей их температурой. Определяющей является его роль в формировании климата прилегающей суши, особенно Европы, что обусловлено морскими течениями (в частности, Гольфстрим, переносящий тепло из низких широт в высокие). Атлантический океан богат полезными ископаемыми (нефть, газ, минеральное сырье (фосфориты, сера, уголь, железная руда, тяжелые минералы и др.), располагает значительными биологическими ресурсами, что связано с сравнительно развитым шельфом.

Атлантический океан расположен в «центре обитания» многих народов, определяющих развитие мировой экономики и культуры, на его берегах расположено более 90 государств и 18 территорий (владений), в которых проживает более. 1/3 населения Земли. Страны, выходящие к побережью океана, производят более 4/5 промышленной и свыше 3/5 мировой сельскохозяйственной продукции. Основная часть их экономического потенциала сосредоточена в двух мирохозяйственных центрах — крупнейших интеграционных группировках — Европейском Союзе (25 стран Западной и Центральной Европы) и НАФТА в Северной Америке (США, Канада, Мексика). Пространственная структура хозяйственного комплекса прибрежных стран Атлантического океана отличается большой неравномерностью размещения отдельных отраслей. Страны бассейна океана богаты природными ресурсами, которые освоены в различной степени. При этом ряд стран (США, Канада, Россия) в значительном объеме потребляют добываемое сырье, другие (Великобритания, Франция, Германия, Италия) в основном перерабатывают привозное сырье, а третьи (страны Латинской Америки, Африки) главным образом экспортируют свои природные ресурсы. Особенностью пространственной структуры хозяйства прибрежных стран является формирование крупных приморских прона дне и в недрах Атлантического океана выявлены значительные ресурсы полезных ископаемых.

Прибрежные морские россыпи с богатым содержанием ильменита, рутила, циркона и моноцита представлены крупными месторождениями на побережьях Бразилии и п-ова Флорида (США). В меньших масштабах минералы этого типа сосредоточены у побережья Аргентины, Уругвая, Дании, Испании, Португалии. Оловоносные и железистые пески встречаются на атлантическом побережье Северной Америки и Европы, а прибрежно-морские россыпи алмазов, золота, платины — у побережья Юго-Западной Африки (Ангола, Намибия, ЮАР).

На шельфе атлантического побережья Северной и Южной Америки и Африки (плато Блейк, у Марокко, Либерии и др.) обнаружены фосфоритовые образования и фосфатные пески (добыча которых пока нерентабельна из-за более низкого качества по сравнению с фосфоритами суши).

Обширные поля железомарганцевых конкреций находятся в северо-западной части океана, в Северо-Американской котловине и на плато Блейк. Суммарные запасы железомарганцевых конкреций оцениваются в Атлантическом океане в 45 млрд т. Уровень концентрации в них цветных металлов (при невысоком содержании марганца) близок к рудоносным породам суши.

В Атлантическом океане и его морях открыто большое количество морских месторождений нефти и газа, которые интенсивно разрабатываются. К богатейшим морским нефтегазоносным районам мира относят Мексиканский залив, лагуну Маракайбо, Северное море, Гвинейский залив, которые интенсивно разрабатываются. Три крупные нефтегазоносные провинции выявлены в Западной Атлантике: 1) от Девисова пролива до широты Нью-Йорка (промышленные запасы у Лабрадора и к югу от Ньюфаундленда); 2) на шельфе Бразилии от мыса Калканьяр до Рио-де-Жанейро (открыто более 25 месторождений); 3) в прибрежных водах Аргентины от залива Сан-Хорхе до Магелланова пролива. Согласно оценкам, перспективные нефтегазоносные площади составляют около 1/4 акватории океана, а общие потенциальные извлекаемые ресурсы нефти и газа оцениваются более чем в 80 млрд т.

Некоторые районы атлантического шельфа богаты каменным углем (Великобритания, Канада), железной рудой (Канада, Финляндия). Приатлантические страны добывают из морской воды поваренную соль, магний, бром (Великобритания, Италия, Франция, Испания, Канада, Аргентина и др.), ведут опреснение морских вод в промышленных масштабах, используют энергию морских приливов (Франция), создают опытные моретермальные станции (Кот-д`Ивуар).

Атлантический океан — наиболее продуктивный из всех бассейнов Мирового океана (260 кг/км2). Его наиболее продуктивная зона — шельф — занимает в океане 7,4%, общей акватории. Самыми продуктивными зонами являются области апвеллингов у берегов Португалии, Северо-Западной и Юго-Западной Африки, конвективного перемешивания атлантических вод и вод Полярного бассейна (течение Гольфстрим и его система). Локальные зоны существуют в Северном море у южных берегов Норвегии, у Южной Америки (вдоль Фолклендского течения). До 1958 г. Атлантический океан лидировал в уловах рыбы и добыче морепродуктов. Однако многолетний интенсивный промысел отрицательно сказался на сырьевой базе и в 1990-х гг. уловы составляли 22—24 млн т с незначительными ежегодными колебаниями. Наибольший вылов дают Северо-Восточный (45,6%), Центрально-Восточный (15,6%), Юго-Западный (9,3%) и Северо-Западный (9,2%) рыбопромысловые районы.

Промышленный лов в Атлантическом океане ведет несколько десятков стран. В число ведущих рыбодобывающих стран, уловы которых превышаю 1 млн т, в начале XXI в. входили США, Канада, Норвегия, Исландия, Дания, Россия, Испания, Марокко. К группе стран-лидеров близки Аргентина (0,9 млн т), Великобритания (0,73 млн т) и ЮАР (0,75 млн т).

Транспортная система Атлантики по объему морских перевозок, портовой деятельности, концентрации судоходных путей занимает ведущее место среди других морских бассейнов мира. Высокая плотность населения, значительный экономический потенциал по обе стороны океана обусловили формирование самой густой сети океанских путей. Среди основных видов массовых грузов основной поток формируют перевозки нефти. Крупнейший в мире грузопоток нефти из стран Персидского залива на пути в Атлантику разделяется на две ветви: одна (основная) огибает Африку с юга и направляется в Западную Европу, Северную и Южную Америку, а другая — через Суэцкий канал и 320-километровый нефтепровод, проложенный вдоль канала до Александрии, — обеспечивает поставки нефти в средиземноморские центры Европы. Постоянным ростом отличаются также межконтинентальные перевозки нефти из стран Северной Африки в Европу и, частично, Северную Америку, стран Гвинейского залива в США и Бразилию. Значительный объем нефти и нефтепродуктов перевозится из Мексики и Венесуэлы в США через Карибское море, а также из Атяски через Панамский канал в порты Атлантического побережья. Получили развитие также перевозки сжиженного газа (природного и нефтяного) из стран Северной Африки (Атжир, Ливия) в Западную Европу и США.

В перевозках сухих массовых грузов основное место занимают железная руда (из бразильских и венесуэльских портов в Европу), зерно (из США, Канады, Аргентины в европейские порты), фосфориты (из США (Флорида), Марокко — в порты Западной Европы), бокситы и глинозем (из Ямайки, Суринама и Гайаны в США), марганцевая (из Бразилии, Западной и Южной Африки), хромовая руда (из Южной Африки и Средиземноморья), цинковая и никелевая руды (из Канады), а также лесные грузы (из Канады, Скандинавских стран и северных портов России в Западную Европу). Важное место в морских перевозках занимают генеральные грузы, которые на 2/3 перевозятся судами линейного плавания.

На берегах Атлантического океана расположены крупнейшие по грузообороту порты мира, в том числе порты-гиганты. Главную роль играют универсальные порты с высоким уровнем механизации. Особо плотным размещением портов выделяется Западная Европа, на долю которых приходится почти 1/2 грузооборота портов Атлантического бассейна. По насыщенности крупными портами выделяются полоса Североморского побережья от Ла-Манша до Кильского канала, цепочки портовых комплексов в низовьях Рейна, Сены, Эльбы, Темзы, восточное побережье Великобритании, балтийская зона проливов на побережье Скандинавских стран, средиземноморские портовые комплексы вдоль побережья Лионского залива и Лигурийского моря. На североамериканском побережье Атлантики важнейший портово-промышленный комплекс сложился на побережье США от залива Мэн до Чесапикского залива и включает три крупные группы портов: Нью-Йорк — Нью-Джерси, Америпорт и Хэмптон-Родс. Портовый район Приозерья и цепочка портов р. Св. Лаврентия обслуживает каботажные перевозки США и Канады. Интенсивное развитие портов происходит в Мексиканском заливе, где выделяются три главных портово-промышленных комплекса (в низовьях Миссисипи — Новый Орлеан и Батон-Руж; Галвестонская бухта и Хьюстонский канал; порты Бомонт, Порт-Артур, Ориндж связанные с Мексиканским заливом канатами через озеро Сабин). Для портовой деятельности развивающихся стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки характерно создание специализированных приморских комплексов: нефтеперерабатывающих (Амуай, Картахена, Тобрук) и химических (Арзев, Александрия, Абиджан) заводов, алюминиевой (Белен, Сан-Луис, Пуэрто-Мадрин), металлургической (Тубаран, Маракайбо, Варриж), цементной (Фри-порт) отраслей. В Южной Америке складываются два крупных портовых района — на юго-восточном побережье Бразилии (Сантос, Рио-де-Жанейро, Виктория) и в заливе Ла-Плата (Буэнос-Айрес, Росарио, Санта-Фе). Большая часть западно-африканских портов располагается на северном лагунном берегу Гвинейского залива (Порт-Харкортко открыты в сторону моря, а их универсальный характерен значительных затрат по модернизации портового хозяйства (Алжир, Триполи, Касабланка, Александрия ). Наряде островов Карибского бассейна (Багамские, Виргинские) сооружены самые глубоководные в этой части океана перегрузочные терминалы для крупных танкеров (400—600 тыс. дедвейт т).

По структурным особенностям и объему природно-ресурсного потенциала с учетом тенденций его освоения, развития добывающих и перерабатывающих отраслей морского хозяйства, уровня развития и интенсивности морских перевозок и портового хозяйства, экономического потенциала приморских районов в бассейне Атлантического океана выделяется шесть экономико-географических провинций.

Северо-Восточная провинция занимает акваторию от границы Атлантического океана с Гренландским и Норвежским морями до зоны северной субтропической конвергенции (примерно по 27° 45` с. ш.). Западные рубежи проходят от мыса Фарвель (юго-восточная оконечность Гренландии) через южную оконечность подводного хребта Рей-кьянес и Северо-Атлантический (срединный) хребет, включая Азорские острова и острова Мадейра.

На относительно развитом шельфе провинции эксплуатируются обширные нефтегазоносные бассейны Северного, Ирландского, Балтийского и Средиземного морей, залежи угля, олова и тяжелых минералов. На прилегающих к морю территориях провинции разведаны крупные месторождения природного газа, железной и полиметаллической руд, бокситов, фосфатного сырья, меди, никеля, ванадия, ртути, калийной соли. Ряд месторождений (уголь, природный газ, фосфориты) имеют мировое значение. В Западно-Европейской котловине выявлено крупное поле железомарганцевых конкреций.

Среди других провинций Атлантики Северо-Восточная выделяется крупными промысловыми запасами и наиболее высокими уловами рыбы (11,2 млн т, 46% атлантических морских уловов). Повышенная интенсивность образования органического вещества планктонными водорослями в процессе фотосинтеза, а также высокое содержание биомассы зоопланктона в 100-метровом слое обеспечивают высокую рыбопродуктивность открытых и прибрежных вод: от 500 кг/км2 на дальних подходах к берегам Исландии, Португалии, Франции до 1000 кг/км2 у берегов Великобритании и в Северном море.

В целом через провинцию проходят более 1/2 атлантических и почти 1/3 мировых морских перевозок, в том числе свыше 40% сырой нефти, около 50% угля, 45% железной руды, более 45% зерна, 60% фосфатного сырья и 30% бокситов и глинозема. Здесь широко развито портовое хозяйство, сформировались крупные портово-промышлен-ные комплексы. Более 1/2 перевалки грузов приходится на крупные порты с ежегодным грузооборотом свыше 20 млн т. В провинции сосредоточены два крупнейших узла морских перевозок (пролив Ла-Манш и Гибралтарский пролив), линия интенсивных морских коммуникаций проходит северо-западнее Великобритании, Азорских и Канарских островов, важную роль в системе морских транспортных связей ифает Суэцкий канал. Северо-Восточная провинция связана с сырьевыми и аграрными рынками Северной и Западной Африки, Ближнего Востока, находится в сравнительной близости от промышленного и сельскохозяйственного рынков Северной Америки, вследствие чего морские перевозки грузов и готовой продукции осуществляются по направлениям, связывающим страны Европы с этими рынками.

На территории прибрежных государств Северо-Восточной провинции проживает более 10% населения Земли (свыше 640 млн человек), находится один из трех мирохозяйственных центров (производится более 1/3 мировой промышленной и около 1/4 сельскохозяйственной продукции), развита рыбная промышленность, судостроение и портовое хозяйство, расположены главные районы туристского и курортно-рекреационного (в том числе морского) хозяйства. Для экономики Западно-Европейского региона характерны высокий уровень развития и огромные масштабы хозяйства, полнота и разнообразие его структуры при некомплектном обеспечении собственными энергетическими ресурсами и в целом недостаточной сырьевой базой. Здесь сохраняется неравномерное территориальное размещение производства. Почти 3/4 промышленной продукции производят три региона, занимающие не более 20% территории, — Северо-Западная Европа, Средняя и Юго-Восточная Англия и Северная Италия. Особое значение приобрели портовые районы, перерабатывающие импортное сырье и топливо, что обусловило «сдвиг к морю» ряда отраслей промышленности.

Северо-Западная провинция занимает акватории южнее границы Атлантического и Северного Ледовитого океанов (70° с. ш.) на подходах к Североамериканскому континенту до параллели мыса Хаттерас (35° с. ш.) и включает тяготеющие к океану приморские провинции Канады и штаты Северо-Востока США.

Береговая зона провинции располагает россыпями железных и титановых минералов (Канада), золота, моноцита, циркония, титаномагнетита (США), на шельфе выявлены месторождения фосфоритов, железомарганцевые конкреции. Прибрежные области богаты полезными ископаемыми, в особенности каменным углем, рудами железа, никеля, кобальта, меди, свинца, цинка, поваренной солью.

Северо-Западная провинция — один из наиболее продуктивных районов атлантического рыболовства (2,2 млн т, около 10% атлантических уловов). Наиболее рыбопродуктивны-ми районами провинции являются юго-западное побережье Гренландии и залив Фанди (более 3000 кг/км2), восточное побережье Канады и США (500—1000 кг/км2).

Через провинцию осуществляются крупные морские перевозки топлива и сырья, готовой промышленной продукции: в том числе более 1/5 морских перевозок нефти (из Персидского залива, Западной Африки и Венесуэлы в порты США), около 1/5 перевозок угля (из США в Европу, Южную Америку и через Панамский канал в Азию), от 2/3 до 3/4 мировых перевозок зерна (из США на все континенты, кроме Австралии), почти 1/2 морских перевозок бокситов и глинозема (из Южной Америки, Карибского региона, Африки и Австралии в США и Канаду) и более 1/4 морских перевозок фосфатного сырья (из США на все континенты, кроме Австралии). В целом через провинцию по всем направлениям, связывающим Северную Америку с Западной Европой и Средиземным морем, проходит около 1 /3 атлантического грузооборота.

На протяжении 1000-километровой полосы побережья сложились крупные городские агломерации и портовые комплексы с высокоразвитой промышленностью и инфраструктурой, здесь проживает свыше 100 млн человек, выпускается около 1 /4 промышленной продукции мира.

В Приморском и Центральном экономических районах Канады, тяготеющих к Атлантике, сосредоточено свыше 2/3 населения страны и производится около 3/4 промышленной продукции. Экономическому развитию этого региона способствуют разнообразные и богатые природные ресурсы (нефтегазоносные бассейны в районе Большой Ньюфаундлендской банки, на Лабрадорском шельфе и шельфе Новой Шотландии, запасы железной руды, меди, каменного угля, титановых руд, соли, гипса, плодородные земли долины р. Св. Лаврентия, лесные и рыбные ресурсы), соседство с индустриально развитым Северо-Востоком США, удобные транспортные связи через глубоководный морской путь р. Св. Лаврентия и систему Великих озер (его длина достигает 1240 км, глубина на фарватере 9,2 м, оборудовано 7 шлюзов). Промышленность приморских провинций соответствует структуре их ресурсов и в значительной степени связана с морским хозяйством: доводных шахтах), полиметаллической и титановой руд, нефти и газа на шельфе. Портово-промышленный район морского пути р.Св.Лаврентия концентрирует около 1/4 продукции обрабатывающей промышленности Канады. Основной рыбопромысловый район — Большая Ньюфаундлендская банка — является крупнейшим в мире и дает более 1/2 национальных уловов Канады.

В экономике приморских и приозерных штатов провинции представлены все отрасли современной промышленности и морского хозяйства США. Подавляющее большинство приморских и приозерных штатов входит в индустриальный Северо-Восток, который менее чем на 1/4 территории страны концентрирует свыше 1/2 населения, производит 2/3 продукции обрабатывающей промышленности более 1 /2 товарной продукции сельского хозяйства. Здесь сосредоточены крупные залежи угля и железной руды, имеются месторождения нефти, титановых руд, цинка и др. Перспективен приатлантический нефтегазоносный бассейн (Джордес-Банк — Балтиморский каньон), значительны запасы промысловых донных и сельдевых рыб, моллюсков.

Западная провинция включает в основном тропические воды западной части Атлантики между зонами северной субтропической (мыс Хаттерас) и экваториальной (3—5° с. ш.) конвергенции, Саргассово море, Карибско-Мексиканский бассейн и акваторию Гвианской котловины. Она отличается прежде всего богатейшими в Атлантике разрабатываемыми континентально-морскими нефтегазовыми месторождениями, крупными месторождениями и добычей бокситов, интенсивными морскими перевозками сырья и топлива (нефть, бокситы, железная руда, зерно), а также готовой продукции, тяготеющими к портам США, Панамскому каналу. Разведанные запасы нефти здесь превышают 10 млрд т, газа — 6 трлн м3. В Северо-Американской котловине и на шельфе к северу от плато Блейк выявлена зона железомарганцевых конкреций, на шельфе полуострова Флорида имеются залежи фосфоритов, в прибрежной зоне на пляжах Флориды, островах Гаити и Ямайка — россыпи монацита, циркония, титановых минералов. Для большей части провинции характерна наименьшая интенсивность образования органического вещества планктонными водорослями, низкое содержание биомассы зоопланктона в 100-метровом слое, однако у Атлантического побережья США, северной части Мексиканского залива и у Кубы показатели биопродуктивности достигают высоких значений. Морское рыболовство в провинции ведут почти 50 стран и территорий, при этом из 1,7 млн т уловов на США (0,9 млн т), Венесуэлу (0,28 млн т) и Мексику (0,26 млн т) приходится 85% всех уловов. Через провинцию осуществляются интенсивные внешнеторговые связи: по морским путям перевозится около 30% мировых морских перевозок бокситов и глинозема (с Ямайки, из Суринама, Гайаны и центрально-американских стран в США и Канаду), до 20% морских перевозок зерна (из США, частично Канады в атлантические страны Южной Америки и через Панамский канал в Азию), около 15% перевозок нефти из стран Персидского залива и Венесуэлы), почти столько же угля (из США через Панамский канал и в атлантические страны Южной Америки) и железной руды (из Венесуэлы в США). Здесь же проходит поток генеральных грузов из США в страны Южной Америки, Тихого и Индийского океанов, а также поток продукции тропического земледелия и хлопка из центральноамериканских стран в страны Европы и США.

Природно-хозяйственный комплекс Карибско-Мексиканского района формируется благодаря выходу к его берегам южных штатов США (нефтедобыча и нефтехимия, производство военно-промышленного комплекса, машиностроение и судостроение, интенсивное сельское хозяйство), нефтегазоносных районов (ко нти не нтал ьно — морс ких и морских) Мексики и Венесуэлы, крупных месторождений серы, бокситов, фосфоритов, различных руд и положению на оживленном морском пути между Атлантикой и Тихим океаном (через Панамский канал).

На шельфе Мексиканского залива сосредоточены крупнейшие в США морские разработки нефти, газа, серы и магния (более 170 морских и континентально-морских месторождений нефти). На побережье от Хьюстона до Батон-Руж сосредоточено до 1/3 нефтеперерабатывающих мощностей США. На долю Флориды — основного фосфатодобывающего района — приходится 1/3 общих запасов этого сырья в США и почти 4/5 его добычи. В штатах Атлантического побережья развиты текстильная, целлюлозно-бумажная и пищевая промышленность, однако при отсутствии водной связи с внутренними районами здесь не получили развитие крупные портово-промышленные комплексы, как на побережье Мексиканского залива (от Хьюстона до Нового Орлеана).

В экономике приморских штатов Мексики важнейшее место занимает добыча нефти и газа, нефтепереработка и нефтехимия. Развиты судостроение, химическая, целлюлозно-бумажная, текстильная и пищевкусовая промышленность, на перешейке Теуантепек ведется добыча серы, в районе Кампече — поваренной соли.

Горнодобывающая промышленность получила значительное развитие в Венесуэле (нефть и газ, железная руда, бокситы, вольфрам, никель, урановая, титановая и торцевая руда, золото, алмазы), Колумбии (изумруды, золото, платина, никель и уголь), Ямайке (бокситы), Тринидада и Тобаго (нефть), Гаити и Панамы (медная руда). Экспортную сельскохозяйственную продукцию дает плантационное хозяйство центрально-американских и кариб-ских стран (кофе, сахарный тростник, какао, хлопчатник, цитрусовые и др.).

Юго-Западная провинция включает акваторию Атлантического океана между срединным Южно-Атлантическим хребтом и побережьем Бразилии, Уругвая и Аргентины. В ее пределах (Бразильская котловина) расположена обширная зона железомарганцевых конкреций, а на шельфе всего побережья — нефти, газа и фосфоритов. Здесь же выявлены прибрежные россыпи титановых минералов, циркония и монацита.

Открытые воды провинции — наименее продуктивный район южной Атлантики, на большей части шельфа продуктивность соответствует средним значениям, достигая повышенного уровня у устья р. Амазонки, на шельфе Патагонии, в зоне смешения Фолклендского и Бразильского течений. В атлантическом рыболовстве провинция играет важную роль (10%), а из общих уловов (2,3 млн т) основной объем приходится на Аргентину (0,9 млн т) и Бразилию (0,6 млн т), а также экспедиционный лов Испании (110 тыс. т) и Республики Корея (160 тыс. т).

Из всех провинций Атлантики Юго-Западная отличается наименее интенсивными морскими перевозками. Наиболее грузонапряженные линии проходят через ее северную часть, связывая Бразилию, Аргентину и Уругвай со странами Европы, Северной и Центральной Америки и Западной Африки, узлы морских сообщений концентрируются у Рио-де-Жанейро, порта Ресифи, устья Амазонки и районе залива Ла-Плата. Через порты провинции проходит до 25% мировых морских перевозок железной руды (из Бразилии в Европу и Японию), 15% нефти (из стран Персидского залива и Западной Африки в страны Южной Америки, частично — в США), а также сельскохозяйственной продукции (зерно, мясо, кофе, сахар, шерсть, хлопок).

Бразилия располагает богатыми природными ресурсами (минеральными, лесными, земельными и др.), что создает возможности экспортной ориентации экономики и вывоза сырья и сельскохозяйственной продукции. В Аргентине своим экономическим потенциалом выделяется приморский район Пампа (концентрирует 3/4 населения и производит 4/5 промышленной, более 1/2 растениеводческой и 2/5 животноводческой продукции), где сложился портово-промышленный район от Ла-Платы до Санта-Фе на р. Парана. Другой приморский экономический район -Патагония — выделяется богатством природных ресурсов. Здесь сосредоточено более 2/3 запасов нефти, 1/2 гидроресурсов, крупные месторождения угля, железной руды, природного газа, цветных металлов. Интенсивные внешнеторговые связи стран провинции обслуживает морской транспорт (95%), около 2/3 экспорта составляют сельскохозяйственное и минеральное сырье. В импортных морских перевозках доминируют машины и оборудование, нефть и химические товары, из США, стран ЕС и Японии.

Восточная провинция занимает акваторию Атлантического океана между берегом Африки и Северо-Атлантическим хребтом, а с севера от зоны северной субтропической конвергенции (27° 45` с. ш.) до параллели устья р. Конго (6° 30` ю. ш.). Минеральные ресурсы включают месторождения тяжелых минералов (титаномагнетитов) на шельфе Сенегала, Сьерра-Леоне, Либерии, а в Гвинейском заливе и у побережья Мавритании — фосфоритов. Нефтегазоносные области протянулись на шельфе и побережье от Кот-д`Ивуара до Анголы. В прибрежных государствах выявлены крупные, имеющие мировое значение, месторождения железных и марганцевых руд. бокситов, меди, цинка, олова, фосфатного сырья. Провинция включает биопродуктивную область Атлантики. По улову рыбы она находится на 2-м месте среди провинций Атлантического океана (3,3 млн т), а наибольший объем уловов приходится на Гану (365 тыс. т), Нигерию (300 тыс. т), Сенегал (385 тыс. т). Экспедиционный лов здесь ведут Испания (160 тыс. т), Украина (190 тыс. т), Литва (110 тыс. т).

Восточная провинция отличается интенсивными морскими перевозками сырья, топлива, продукции сельского хозяйства и готовой продукции, проходящими через нее транзитом и частично здесь формирующимися. Здесь пролегает путь крупнотоннажных танкеров с Ближнего и Среднего Востока, из портов Гвинейского залива в порты Западной Европы и США. Кроме того, через провинцию проходят крупные перевозки марганцевой, медной и цинковой руд (из Демократической Республики Конго), железной руды (из Либерии, Мавритании, Австралии, ЮАР), фосфатного сырья (Того, Сенегал, Западная Сахара), почти 1/3 мировых перевозок бокситов и глинозема (из Гвинеи, Ганы, Сьерра-Леоне и Камеруна). Отличительная особенность хозяйства на прибрежных территориях провинции -слабость его индустриального развития. Относительно развита горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство составляет основу экономики всех стран, по некоторым продуктам (какао, арахис, кофе, бананы, ананасы) оно играет важную роль в мировом экспорте. Как сырьевой рынок Восточная провинция находится в относительной близости к Западной Европе и США. Из них осуществляются поставки промышленных товаров.

Юго-Восточная провинция простирается между Африкой и Северо-Атлантическим хребтом от параллели устья р. Конго (6° 30` ю. ш.) до зоны южной субтропической конвергенции. Береговая зона провинции богата полезными ископаемыми. На шельфе Намибии и ЮАР разрабатываются россыпи алмазов, выявлены фосфориты. В Капской котловине обнаружены богатые железомарганцевые конкреции. На прибрежных территориях имеются крупные месторождения медных, висмутовых и ториевых руд (ЮАР), свинца, цинка и ванадия (Намибия), железной, марганцевой и урановой руд, нефти, поваренной и калийной солей (Ангола).

Прибрежные воды у берегов Намибии и ЮАР выделяются повышенной рыбопродуктивностью (от 500 до 1000— 3000 кг/км2), что обусловлено интенсивным апвеллингом в этом районе. Морское рыболовство дает 1,6 млн т уловов, кроме прибрежных стран (ЮАР — 750 тыс. т, Намибия — 545, Ангола — 250), экспедиционный лов вели в 1990-х гг. Россия, Украина, Республика Корея и др., однако из-за подрыва биологической продуктивности основных видов его объемы снизились.

В провинции проходит зона интенсивных международных морских перевозок: главным образом транзитных перевозок нефти (более 1/3 мировых) в Западную Европу и США, железной руды (из Бразилии в Японию, из Австралии и ЮАР — в Европу), угля и бокситов, а также готовой промышленной продукции из Европы и США в страны Индийского океана.

Отличительная черта экономики провинции — наличие высокоразвитого индустриально-аграрного комплекса ЮАР, при низком промышленном развитии Анголы и Намибии (только горнодобывающие отрасли, переработка сельскохозяйственного сырья). ЮАР производит около 2/5 всей промышленной продукции Африки, Западный аграрно-промышленный район дает свыше 2/3 сбора пшеницы, винограда и фруктов, выделяется развитым овцеводством. На западном побережье и в устье р. Оранжевой ведется добыча алмазов, на побережье и внутри страны — фосфоритов, медных, железных и марганцевых руд. В Намибии горнодобывающая промышленность дает 3/5 ВНП, добывает на экспорт ювелирные алмазы, руды цветных металлов, урановую руду. Ангола на побережье и шельфе эксплуатирует месторождения нефти и газа, располагает железной, медной и титановой рудами, ураном, бокситами, калийными солями, на прибрежных низменностях фосфоритами. Однако основу экономики Анголы составляет сельское хозяйство (4/5 занятых, экспорт кофе, хлопка, сахарного тростника, сизаля).